Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

100 лет назад. "Друг человечества" во главе России


Одна из последних прижизненных карикатур на А. Ф. Керенского. Рисунок Юлия Ганфа 1969 года (журнал "Крокодил"). "Нокаут навечно". Рефери отсчитывает годы со дня нокаута российского капитализма. Увы, нокаут оказался не вечным... (Керенский изображён в левой части рисунка).

Ровно 100 лет назад, 20 (7) июля 1917 года, Александр Фёдорович Керенский возглавил правительство России. В те дни вся страна буквально утопала в восторгах этому человеку, восторгах, которые спустя всего полгода куда-то бесследно испарились.
Их довольно точно описал Аркадий Гайдар в "Школе":
"Все точно перебесились. Только и было слышно: «Керенский, Керенский…» В каждом номере газеты были помещены его портреты: «Керенский говорит речь», «Население устилает путь Керенского цветами», «Восторженная толпа женщин несёт Керенского на руках». Член арзамасской городской думы Феофанов ездил по делам в Москву и за руку поздоровался с Керенским. За Феофановым табунами бегали.
— Да неужели же так и поздоровался?
— Так и поздоровался, — гордо отвечал Феофанов.
— Прямо за руку?
— Прямо за правую руку, да потряс ещё.
— Вот! — раздавался кругом взволнованный шёпот. — Царь бы ни за что не поздоровался, а Керенский поздоровался. К нему тысячи людей за день приходят, и со всеми он за руку, а раньше бы…
— Раньше был царизм…
— Ясно… А теперь свобода.Collapse )

100 лет Революции. Бревно


Н. Сысоев. "Ленин на субботнике"

После рассказа о френче Керенского, его "женском платье", а также кепке Владимира Ильича, поговорим ещё об одном подходящем экспонате для музея 100-летия Революции. О бревне.
Увы, этот экспонат в реальности до нашего времени не сохранился, хотя украсил бы собой любой музей В. И. Ленина. Но для виртуального музея он — в самый раз. Это одно из тех брёвен, которые председатель Советского правительства носил на субботнике 1 Мая 1920 года.
По рассказу одного из участников этого субботника, Фёдора Солодова, тогда кремлёвского курсанта-пулемётчика, Ленин носил пяти-шестиметровые брёвна. "Курсант, зная состояние здоровья и возраст Ленина, старался брать утолщённый конец бревна. Ильич это быстро заметил и стал опережать курсанта. Тогда курсант сказал Владимиру Ильичу:
— Зачем вы это делаете? Ведь я моложе вас, и для меня эта тяжесть больших трудов не составляет.
Ленин, усмехаясь, ответил курсанту:
— Вот вы и не спорьте со мной, если я старше.
Когда перенесли брёвна, стали носить огромнейшие дубовые кряжи. Их переносили на палках по шесть человек... Когда мы носили дубовые кряжи, со всех лил пот: кряжи были очень тяжёлые, а день был жаркий.Collapse )

100 лет Революции. Женское платье Главковерха


Григорий Шегаль. «Бегство Керенского из Гатчины». 1938

Итак, в год 100-летия "Великой русской революции", как теперь принято это событие называть, продолжим собирать экспонаты для виртуального музея революции/контрреволюции 1917-1991 годов.
После френча Керенского, который на целое столетие, и даже уже дольше, стал одеянием революционеров (Ленина, Сталина, Мао, Чан Кай Ши, Дэн Сяопина, Пол Пота, Че Гевары, трёх Кимов...), перейдём к "экспонату номер два", другой одежде Александра Фёдоровича. Которую он, вдобавок, никогда в реальной жизни не носил... но, тем не менее, она прочно вошла в исторический миф о нём и о революции 25 Октября. И в историю искусства (живописи, включая карикатуру, и кино). И в историческую символику...
Конечно, речь идёт про знаменитое "женское платье" Керенского, то ли сестры милосердия, то ли горничной, в которое он переоделся, чтобы сбежать от большевиков. В реальности отыскать этот наряд, увы, невозможно, ибо его и не было никогда, но для виртуального музея он подойдёт в самый раз. Что ж, проследим рождение этой прекрасной по красоте и символичности революционной легенды.
Как же обстояло дело в действительности?Collapse )

190 лет назад. "Простёр совиные крыла"


Карикатура на К. П. Победоносцева. 1900-е

2 июня 2017 года исполняется 190 лет со дня рождения Константина Петровича Победоносцева (1827—1907), обер-прокурора Святейшего Синода и главного государственного идеолога Российской империи эпохи её заката. Советским школьникам эта личность, вероятно, знакома по известным строчкам Александра Блока:
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простёр совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи
А только — тень огромных крыл;
Он дивным кругом очертил
Россию, заглянув ей в очи
Стеклянным взором колдуна.

Ну, а сами эти строки, написанные в 1911 году, вероятно, были вдохновлены карикатурой на всесильного обер-прокурора, нарисованной в 1900-е годы.Collapse )

За что правосеки невзлюбили человека, взорвавшего царский дворец?


Взрыв Зимнего дворца в С.-Петербурге 5 февраля 1880 года

Накануне майских праздников на Украине правые националисты уничтожили мемориальную доску революционеру Степану Халтурину. Что здесь примечательно? Что Степан Николаевич вовсе не был большевиком, и поэтому его память вроде бы не подлежала "декоммунизации". Он был народовольцем, революционером, борцом с русским царизмом, взорвал царский Зимний дворец, причём сам царь Александр II при этом чудом избежал гибели, а казнён он был в 1882 году в Одессе, где покушался на верного слугу русского самодержавия, местного прокурора Стрельникова. Казалось бы, у украинских борцов с "Руснёй" есть полная возможность зачислить его в свой пантеон. Но как бы не так...
Рыбак рыбака узнаёт издалека, а украинским правым и фашистам во сто крат роднее и милее российские правые, фашисты, монархисты и пр., нежели русский революционер, взрывавший царские дворцы. Он им, наоборот, ненавистен...Collapse )

Товарищ Люнионь на русском троне. "Так будет со всеми тронами!"



В 1924 году советскую печать облетела вот эта необычная фотография, сделанная Л. Леонидовым: Москва, великолепные кремлёвские чертоги, посредине зала — царский трон династии Романовых. А на троне, по-хозяйски закинув ногу на ногу, непринужденно расположился какой-то чернокожий человек. Он весело улыбается, а над его головой красуется увенчанный пышной короной императорский герб... Подпись в одной из публикаций гласила: «Тов. Люнионь, член V Конгресса Коминтерна, представитель самой угнетённой, самой порабощённой части трудящихся — французских колониальных негров — отдыхает на... троне, на древнем троне русских царей, сохранившемся в качестве музейного экспоната в Кремле. Сейчас это — обыкновеннейшее кресло». «Этот снимок, — писал тогда журнал «Огонёк», — должен напомнить, какая судьба ждет всех угнетателей, не только в Европе и Америке, но и в далекой колониальной Африке!».
Попытаемся понять, какую же мысль хотел донести до читателей фотограф? Разумеется, вовсе не ту, что царский престол на Руси теперь занимает данный африканец. Он хотел с наибольшей яркостью выразить примерно следующее: отныне этот престол принадлежит всем и каждому, а вместе с тем — никому («это обыкновеннейшее кресло»). Невозможно представить себе, чтобы на месте безвестного африканца с такой же довольной улыбкой разместился, например, сам Ленин.Collapse )

80 лет назад. Как Герника "сама себя сожгла"


Пабло Пикассо. "Герника" (1937).

26 апреля 1937 года военно-воздушные силы двух фашистских государств, Италии и Германии, разбомбили город Гернику в Испании, в стране Басков. Они воевали на стороне Франко, предводителя профашистского мятежа против Испанской Республики. Можно это сравнить с тем, как в 2011 году НАТОвская авиацию утюжила Ливию, чтобы проложить дорогу к власти вожакам рабовладельческого мятежа против правительства Каддафи. Но тогда, 80 лет назад, человечество ещё не привыкло к подобным актам воздушного разбоя. Небо не воспринималось как источник угрозы и смерти. Авиацию привыкли считать чем-то самым передовым, современным, шагом человечества в будущее, и поэтому посыпавшиеся с неба бомбы вызвали огромнейший шок во всём мире. Погибло, по разным оценкам, от 800 до 1654 человек. Особенно характерно, что франкисты долгое время отрицали сам факт воздушного налёта, упорно утверждая, что город сожгли сами республиканцы в рамках тактики "выжженной земли".Collapse )

Котики против монархии!



"8-го мая. Воскресенье.
День простоял холодный и серый.
В 11 час. поехали к обедне и завтра[кали] со всеми. Принял морской доклад. Гулял с Дмитрием в последний раз. Убил кошку. После чая принял князя Хилкова, кот. только что вернулся из поездки на Дальний Восток. После обеда простились с Эллой и детьми и проводили их на станцию. Вернувшись домой, занимался."
Из Дневника Николая II за 1905 год

Всего св. Государь Император за время своего царствования убил более 17.000 кошек.
Некоторые говорят, что дневники Николая поддельны. Ну, а художественно оформленные отчёты Императорской охоты — тоже подделка? Большевики их специально сочинили и нарисовали, чтобы опорочить святого царя? Collapse )

Навстречу 100-летию Февраля. Революция и черносотенцы


Демонстрация черносотенцев до революции. Раскрашенная фотография

Одним из последствий Февральской революции 1917 года стал запрет черносотенных монархических организаций, которые не любили все основные деятели Февраля — от либералов до социалистов. Вожди этих организаций, в первую очередь Союза русского народа (СРН) были арестованы.
Парадокс, однако, заключался в том, что Февраль, наоборот, выдвинул на очень заметные роли другого черносотенца, лидера Союза Михаила Архангела Владимира Пуришкевича. Он ходил в эти дни с красным революционным бантом, откликался, когда его именовали "товарищем Пуришкевичем" и даже гордо утверждал, что это он, именно он, начал убийством Распутина "борьбу с тёмными силами старого режима", то есть революцию. И довольно скоро Пуришкевич, в силу его откровенного антибольшевизма, превратился в заметного лидера правого крыла "февралистов". После Октября он был всё-таки арестован, поскольку создал заговорщицкую организацию, которая собиралась "вешать" большевиков, по его собственным словам. Однако советская власть отнеслась к своему неудавшемуся "вешателю" чрезвычайно великодушно: уже к Первомаю 1918 года Пуришкевича амнистировали и выпустили из тюрьмы.Collapse )

Этот день в истории. "Костёр тщеславия"



520 лет назад, 7 февраля 1497 года, очень интересная церемония — Костёр тщеславия (итал. falo delle vanita) — была проведена в городе Флоренции, на Площади Синьории. Городом в это время правил доминиканский монах Джироламо Савонарола, страстный обличитель «падения нравов», проповедник евангельской бедности и аскетизма. По его приказу отряды хунвейбинов «невинных агнцев», попросту говоря, детей, в сопровождении вооружённых охранников, разошлись по всему городу в поисках разнообразных буржуйских греховных «излишеств». Все свои трофеи, изъятые у жителей города, они складывали в высокую пирамиду посреди пьяцца делла Синьория. В эту пирамиду полетела всевозможная женская и мужская косметика и парфюмерия, ювелирные изделия, предметы роскоши: духи, помады, притирания, румяна, парики, фальшивые усы и бороды, зеркала, маскарадные и просто дорогие костюмы... Следующий слой составляли кипы «греховных книг» древнегреческих и латинских языческих писателей и философов: Овидия, Цицерона, Горация, Вергилия... Более современные авторы, проповедовавшие «греховность», тоже летели туда: Петрарка и Бокаччо. Дальше располагались картины и рисунки «непристойного» содержания. Согласно преданию, художник Сандро Боттичелли, оказавшийся под влиянием неистового проповедника, собственноручно бросил в эту гору для костра несколько своих лучших холстов на мифологические сюжеты.Collapse )